psiholog-24.ru

  в контакте
Консультация семейного психолога онлайн
Консультация детского психолога онлайн

Медицинский психолог высшей категории Благодарности

Сертификаты и свидетельства
Психотерапевтические истории и рассказы
   
 

 

 

 

Лето! С чувством, с толком, с расстановкой!

 

Лето для детей - это долгожданный праздник, с наступлением которого можно с утра до вечера гонять в футбол, купаться в реке, носиться на велосипеде, забегая домой только для того, чтобы перекусить. А вот у родителей лето частенько вызывает совсем иные чувства. Ведь три летних месяца могут вычеркнуть из памяти ребенка половину таблицы умножения или изученный ранее целый исторический период, некоторые забывают, как правильно ручку держать. Поэтому желание родителей восстановить и закрепить приобретенные в течение года знания вполне обоснованно.
Самый продуктивный метод повторения пройденного материала состоит в том, чтобы включить основы предмета в рамки занимательной игры или интересного рассказа. Вот несколько советов, которые помогут понять принципы летнего обучения.


Математика


Все мы летом на пляже играли в "угадайку": игру, в которой нужно распознать слово, написанное соломинкой или острой палочкой спине. Достаточно заменить буквы цифрами для того, чтобы игра превратилась в решение примеров на сложение и вычитание (вы пишете - ребенок угадывает и дает ответ). Чтобы запомнить таблицу умножения, придумайте вместе забавные стишки. Например: "Шестью семь - сорок два, всюду катятся дрова, шестью восемь - сорок восемь, к вам придем и есть попросим. Не дадите нам поесть, шестью шесть - тридцать шесть". Стишки могут быть разных размеров, главное, чтобы они были смешными и ребенок принимал в их сочинении непосредственное участие.


Литература


Сегодня продается огромное количество аудиокассет, MP3 с записями классических произведений. Включая записи ребенку перед сном, вы поможете ему с большей эффективностью усвоить содержание произведения. Читать текст, зная интонации и характеры героев, гораздо легче. К тому же, вслушиваясь, ребенок развивает аудиальное восприятие. Таким образом, он не только пассивным образом изучит заданную на лето литературу, но и полюбит чтение.
Проводите аналогии между жизнью и эпизодом из книги - и юный читатель поймет, что литература не абстрактный вымысел, а очень даже полезная в жизни вещь. Ребенок, который, стоя на морском берегу, слышит стихотворение Лермонтова "Парус", не сможет остаться равнодушным к поэзии.


Биология и природоведение


Лето - идеальное время для изучения окружающей среды. Строение цветка, рост стебельков, созревание плодов, изменение климатических условий - летом нет необходимости изучать все это по учебнику или пластмассовым образцам, ведь все можно увидеть своими глазами. В деревне ребенок без труда изучит всех домашних птиц, а ваше дело - объяснить ему разницу между птицей домашней и дикой.


Русский язык


Многие дети не любят читать или писать, потому что в их сознании нет четко сформированного образа буквы. Летом легко устранить эту проблему - можно вместе писать буквы на песке, рисовать человечков, похожих на буквы, лепить буквы и даже целые слова из глины или соленого теста.
- Знакомая с детства игра "в слова" (по очереди называем новые слова, чтобы их первая буква была последней предыдущего слова) поможет ребенку запомнить написание многих слов и расширит его словарный запас.
- Игра "виселица", или "балда", чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим в слове буквы.
- Словарные слова можно запоминать также с помощью забавных рисунков, прорисовывая в них проблемные буквы. Например, корову можно нарисовать с огромными глазами в виде букв "О", а пальто может иметь фасон в форме той самой "А", в написании которой чаще всего и ошибаются дети.
- Можно придумать игру на изучение синонимов и антонимов. Для ее проведения нужно вырезать из бумаги карточки, разделить каждую из них пополам. На одной из полученных половинок написать слово, а на другой его синоним или антоним. Карточки составляются по принципу "домино", по правилам "домино" и ведется игра.


Развитие речи


Многие дети не знают таких сочетаний слов, как "шляпка гриба", "носик чайника", "крона дерева", "спинка стула". На профессиональном языке это называется бедностью речи. Незнание многих слов или их значений приводит к тому, что ребенок не в состоянии не только красиво, но и ясно, понятно выразить собственные мысли. Бедность речи может стать причиной отрицательного отношения к уроку литературы и к чтению как процессу. Изучать редко используемые слова можно, совершая летом экскурсии в лес, в поле, на речку. Наслаждаясь свежим воздухом, ребенок с помощью ваших объяснений быстро поймет разницу между кроной и ветками, лучше узнает лесных зверей и птиц, особенности строения их тела, освоит лексику, связанную с явлениями природы.
Для нормального функционирования головного мозга человеку необходима постоянная энергетическая подпитка коры головного мозга. Запасы энергии ребенок черпает прежде всего из окружающей среды: летние дни на свежем воздухе обогащают весь организм в целом и мозг в частности кислородом; купание, плавание или хотя бы контрастный душ создают тонизирующую смену температур; хождение босиком по шершавой траве или песку укрепляет нервную систему. Хорошей подпиткой для подкорковых отделов являются различные ароматы и яркие впечатления
Многие дети в течение учебного года находятся в постоянном напряжении, поэтому важно уметь помочь им расслабиться и успокоиться. Мы предлагаем интересные игры, направленные на достижение этой цели. Они подходят как для дошкольников, так и для младших школьников.


Гамак


Описание: Эта игра дает возможность хорошо расслабиться под музыку. Каждый ребенок может понежиться, получив необычный подарок от взрослых. Дети любят подобные игры.


Материалы: шерстяное одеяло или простыня; спокойная инструментальная музыка.


Инструкция детям: В некоторых странах люди, когда хотят хорошо и комфортно отдохнуть, используют гамак. Полностью расслабившись, они ложатся в него и мягко покачиваются из стороны в сторону. Сегодня мы сделаем особенный гамак: я постелю на пол одеяло, и один из вас может на некоторое время улечься на него. Один взрослый становится у его головы, а другой - у ног, затем мы немного приподнимаем одеяло, и ребенок медленно раскачивается в гамаке в такт музыки. Все остальные дети стоят вокруг и могут, приветливо улыбаясь, подпевать звучащей мелодии. Через некоторое время мы мягко опускаем ребенка на пол. И гамак освобождается для следующего ребенка.
(Присматривайте за ребенком, который качается в гамаке; напевайте мелодию вместе со всеми и ощущайте своим телом ее ритм.)


Мороженое


Описание: Это красивая игра-фантазия для летнего времени, которая нравится всем любящим мороженое детям. Играя в нее, ребята расслабляются и ощущают разные части своего тела.


Инструкция детям: Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он - вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?.. А цвета?..
Вы очень вкусные; представьте, что кто-то начал вас медленно есть.
Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят!
Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце концов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть.
Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден...
И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам, что вы можете снова встать.


Я рядом с тобой


Описание: Это оригинальное упражнение очень хорошо помогает детям сконцентрировать внимание. Не беспокойтесь, если дети лишь иногда будут правильно угадывать ваше приближение. Этот навык требует некоторой тренировки. Время от времени повторяйте игру, пока ваше терпение не будет вознаграждено. Дети могут обнаружить ваше присутствие множеством способов: слыша шелест вашей одежды, различая тень, ощущая вибрацию пола, волнение воздуха, запах ваших духов и иным образом, через те чувства, для которых даже нет названий.
Лучшие результаты получаются, если к началу игры ребята уже находятся в расслабленном состоянии, а также после расслабляющей сказки или сразу после обеда.


Инструкция детям: Ложитесь на пол там, где вы чувствуете себя хорошо и уютно, и закройте глаза. (Если нет ковра или коврового покрытия, дети могут лечь на шерстяные одеяла или небольшие матрацы.)
Пока вы лежите с закрытыми глазами, я буду ходить по комнате - так тихо, как только смогу.
Я буду подходить к кому-нибудь из вас вплотную, а потом отходить. Когда я перестану говорить, в комнате станет совсем тихо. Попробуйте почувствовать, когда я подхожу к вам близко. Если вы почувствуете, что я очень близко к вам, поднимите вверх одну руку. А когда вам покажется, что я опять отошла, опустите руку вниз. Не открывайте глаз!
(Очень медленно ходите по комнате и подходите к детям. Подходите к одним и тем же ребятам с разных сторон.)


Макароны


Описание: Это короткое и приятное расслабляющее упражнение, которое очень нравится детям.


Инструкция детям: Станьте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы - пучок макарон, которые подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться.
Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красивым клубком...
А когда я крикну "Кетчуп!", вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные.


Могучий лев


Описание: Это короткая интересная игра, помогающая детям расслабить мышцы лица и шеи. Одновременно она способствует углублению дыхания.
Эта игра нравится детям прежде всего потому, что они могут идентифицировать себя с могучим зверем и показать свой голос.


Инструкция детям: Встаньте на колени на пол и положите руки на ноги. Сейчас вы можете превратиться в великолепных львов: сильные когти... хвост с коричневой кисточкой... могучая голова с громадной пастью и блестящими зубами...
Широко откройте свои львиные глаза.
Теперь распахните львиную пасть и высуньте львиный язык.
Очень устрашающе!.. Но можно сделать еще кое-что...
Издайте негромкий, но мощный львиный рык; он, вероятно, звучит, как далекий гром или рычание большой, очень большой собаки.
А сейчас попытайтесь издать действительно страшный рык. Рычите на меня страшным рыком... Теперь порычите на своих соседей с одной, а потом с другой стороны от вас...
Закройте глаза и постарайтесь почувствовать свою львиную морду и львиный язык...
Опять откройте глаза и еще раз порычите на меня... на ребят с левой стороны... на ребят с правой стороны... Не закрывайте львиную пасть.
Закройте глаза, еще раз почувствуйте свои львиные глаза, морду и язык...
А теперь закройте свою пасть. Оближите львиным языком львиные губы, сильно потрясите головой... и откройте глаза.


Праздничные свечи


Описание: Эта игра поможет детям урегулировать дыхание и автоматически начать глубже дышать. Одновременно ребята смогут расслабить мышцы лица.
Это прекрасное, очень простое упражнение захватывает внимание детей и помогает им собраться.


Инструкция детям: Как начинается день вашего рождения? Стоят ли на вашем дне рождения горящие свечи? Печет ли для вас мама пирог? А сколько свечей для вас ставят?..
Поднимите один палец и представьте, что это свеча с праздничного пирога на вашем дне рождения. Очень нежно задуйте ее.
Теперь поднимите два пальца и задуйте две свечи. Чтобы отметить ваш следующий день рождения, вероятно, вам потребуется вдвое больше свечей.
Высоко поднимите все пальцы и представьте, что это десять праздничных свечей. Задуйте их всех. Дуйте очень сильно!
Закройте глаза, представьте еще несколько свечей и задуйте их. Почувствуйте, как воздух выдувается из вашего рта...
Теперь откройте глаза. Представьте легкую травинку. Возьмите ее двумя пальцами. Очень нежно дуйте на травинку, так чтобы она согнулась вперед...
Положите руки на колени и дайте им передохнуть.


Круг, начертанный мелом


Описание: Игра помогает детям расслабить мышцы ног и ступней.


Инструкция детям: Ложитесь на пол...
Поднимите одну ногу вверх и представьте, что большой палец ноги - это кусок мела. Какого цвета ваш мел: белый, красный, зеленый или желтый?
Нарисуйте мелом большой круг...
Теперь начертите совсем маленький круг...
Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг... и еще один маленький...
То же самое сделайте с другой ногой. Поднимите ногу вверх и представьте, что большой палец ноги - это кусок мела. Какого цвета этот мел?.. Начертите им большой круг в воздухе...
Теперь нарисуйте маленький круг...
Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг... и еще один маленький... А теперь снова встаньте.
Все дети любят узнавать что-то новое, и все они не любят скуку. Если помнить об этом, можно самое летнее обучение превратить в увлекательную игру, которая заинтересует любого ребёнка. А за лето он станет взрослее, умнее, сильнее и счастливее.


Литература

  1. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку. СПб, Питер, 2009. 128 стр.

  2. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.: Генезис, 2005, 143 стр.

Психолог Сушенцова Л.В



   

Copyright © 2011-2014 - Кузнецова Елена Владиславовна

моб. тел: +79023299905     e-mail:  ev_kuznetsova24@mail.ru
cайт:  www.7ya.ucoz.de     ICQ:  613-326-601    Skype:  lenochka_kuz1

   

дизайн и разработка сайта masterw.ru