Статья для детского журнала
Здравствуйте! Моему сыну недавно исполнилось 3 года и два месяца назад мы пошли в детский сад. Но за весь этот период так и не привыкли к нему: он стал капризным, утром собираемся с ревом, стал часто болеть. Что мне делать?
Детские психологи утверждают, что дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется при поступлении в детский сад и является одной из основных причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в детском саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, потому что стресс истощает защитные силы организма.
По наблюдениям специалистов средний период адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Если дезадаптация длиться более года родителям такого ребенка рекомендуется обратиться к детскому психологу за помощью. Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.
Рекомендации
-
При поступлении в детский сад важно дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к новым условиям и правилам, к новым людям, а также к отсутствию мамы. Поэтому соблюдайте график адаптации - режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду начинается с 2-х часов и затем постепенно увеличивается до целого дня.
-
Когда собираетесь в детский сад, можно дать ребенку с собой игрушку или книжку, какой-нибудь «кусочек» дома.
-
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.
-
Важно то, как ваш ребенок пробуждается ото сна утром. Если его будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10-15 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.
-
Старайтесь, чтобы малыш самостоятельно мог умываться, одеваться, засыпать и аккуратно есть за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, мог пить из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед? Обычно в детском саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости. Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он будет испытывать.
-
Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто прогуляйтесь, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Обсудите с вашим ребенком прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.
-
Если ребенок целый день не видит родителей, то когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: их внимания и участия. Поэтому, придя домой, дайте ему возможность выговорится, проведите время с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе.
-
Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку! Берегите нервную систему малыша! После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми, можно включить релаксационную или спокойную классическую музыку для детей, послушать аудиосказки.
-
Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседний двор, парк, зоопарк, центр города и т.д. Посещайте музей и кукольный театр.
-
Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста: учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие, показывайте, как это надо делать.
-
Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. Некоторые «жизненные» ситуации, которые происходят с вашим ребенком в детском саду, полезно проиграть с помощью перчаточных кукол или обычных игрушек.
-
Ежедневно общайтесь с воспитателями по вопросу как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Успехов Вам!
Кузнецова Елена Владиславовна
Медицинский психолог высшей категории, сказкотерапевт.
Директор Психологического центра "СемьЯ"
ул. Пушкина д.30, офис 3
Предварительная запись по тел: 99-99-05, www.7ya.ucoz.de
|