Статья для журнала "Всегда с собой"
Вопрос: Здравствуйте, моему сыну 8 лет, но он до сих пор несамостоятельный. За выполнение домашних уроков не садится без меня, ждет когда я приду с работы. У него нет друзей и ему не с кем играть и общаться, целый день слоняется по дому без дела и часто спрашивает меня чем ему заняться. Помогите, что мне делать?
Екатерина, 29 лет
Если говорить о самостоятельности школьника, то это умение ставить перед собой различные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. На первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого состоит в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. Первое, над чем стоит задуматься родителям - не пытаются ли они контролировать каждый шаг растущего ребенка? не слишком ли часто своим поведением или словами дают понять ребенку: ты мал, ты глуп, не умеешь того, не знаешь этого? Такой ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; если что-то не получается, перекладывает свою вину на взрослого - мама не напомнила, бабушка не уследила... Если ваш ребенок пришел из школы, спросите у него: "Ты пришел из школы. Что будешь делать сначала, что потом?"; "У тебя что-то не получается с домашними заданиями. Что будешь делать?" (варианты: сделать то, что получается, позвонить однокласснику, отложить до прихода родителей и т.д.); "У тебя завтра диктант по русскому. Что нужно повторить в первую очередь?"; "Ты на контрольной по математике. С чего начнешь, о чем нужно помнить? Как будешь себя проверять?" Не ждите, что ребенок сразу предложит конструктивный ход действий. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий. Очень важно хвалить своего ребенка за любую инициативу, тем самым вы повысите его самооценку и уверенность в себе. Помните о том, что у любого ребенка есть определенные навыки и способности. Ваша основная задача — указать и дать возможность ребенку попробовать как можно больше различных занятий. Задавайте ему различные задания и присматривайтесь, что вызывает в нем интерес больше всего. Если какое-то конкретное занятие его сильно увлекает и он готов проводить за этим занятием как можно больше времени, то это правильный знак для того, чтобы начать развивать в ребенке данное направление. С целью развития навыков общения и самостоятельности, повышения учебной (школьной) успешности и уверенности в себе обратитесь за консультацией к детскому психологу. На занятиях ребенок эмоционально разряжается, сбрасывает напряжение, зажатость, агрессию, становится мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и к окружающему миру. У него формируется положительный образ себя, активизируется внимание, память. Это позволяет чувствовать себя более комфортно в школе, способствует сохранению и укреплению психологического и психического здоровья маленького школьника.
|